Правительство оценивает последние статистические сведения о состоянии экономики как "неутешительные", констатировал на встрече с президентом Владимиром Путиным первый вице-премьер Игорь Шувалов. На высокую вероятность развития экономической ситуации в негативном русле указывают опережающие индикаторы, оценки аналитиками ВЭБа помесячного ВВП демонстрируют, что спад в апреле усиливался. Сценарий "плохого лета" для экономики остается основным.
"Пока мы не наблюдаем устойчивого экономического роста. У нас последние цифры по экономическому росту неутешительны, и многие компании себя чувствуют не самым лучшим образом",— сообщил господин Шувалов на рабочем совещании у президента, основной темой которого были вопросы демографии, обосновывая необходимость обсуждения моратория на повышение неналоговой нагрузки на бизнес (см. "Ъ" от 26 мая) и мораторий на повышение налоговой нагрузки до 2018 года. Необходимость осторожности в оценках возможности будущего роста, таким образом, в мае стала практически официальной точкой зрения Белого дома. Как уже неоднократно писал "Ъ", разброс ожиданий федеральных ведомств на динамику промпроизводства и ВВП в феврале-апреле 2015 года был крайне велик, в начале мая до появления сведений о падении апрельского промпроизводства (см. "Ъ" от 21 мая) эти ожидания улучшались, несмотря на отсутствие реальных причин для ожидания прекращения рецессии во втором квартале 2015 года.
Первая волна опережающих индикаторов в мае демонстрирует, что на ближайшие месяцы улучшение возможно лишь в силу случайных или конъюнктурных факторов. Данные Росстата о деловой активности в мае 2015 года демонстрируют уверенный рост индекса уверенности только для энергетиков, коммунального и инфраструктурного сектора, слабый рост индикатора, начавшийся в феврале, продолжился и для добывающих отраслей. В обработке же ожидания в мае 2015 года ухудшились в сравнении с апрельскими. Опрос Росстата демонстрирует, что главный фактор для этого — дефицит внутреннего спроса, его испытывают 55% опрошенных компаний.
В обзоре ситуации в промышленности Центра конъюнктурных исследований ИСИЭЗ ВШЭ обращают внимание на крайне низкий процент респондентов Росстата, отмечающих рост выпуска на собственных производствах: это в мае 2015 года лишь 18% опрошенных (64% говорят о стабильном выпуске по отношению к апрельским данным), это худшие результаты с завершения в 2009 году острой фазы кризиса. Предположение центра о краткосрочном будущем в промышленности — "отрицательная динамика роста... со снижением темпов спада к концу года": переход промышленности в фазу "слабого расширения" в ВШЭ ждут в 2016 году "с осторожностью". Впрочем, аналитики этого центра в отсутствие новых негативных факторов не ожидают усугубления падения до конца 2015 года — рецессия в промышленности рассматривается как плавная.
Главный экономист Внешэкономбанка Андрей Клепач, после ухода из Минэкономики продолживший в ВЭБе оценки помесячной динамики ВВП (точность таких оценок традиционно критикуется), также заявил вчера, что "нижняя точка кризиса еще не пройдена" — в апреле 2015 года, по его данным, ВВП продолжил снижаться темпами большими, нежели в первом квартале, снижение к предыдущему месяцу со снятой сезонностью и учетом календарного фактора составило 0,6% (в марте — 0,4%, в феврале на 0,6%, в январе на 1,6%). В структуре ВВП, по оценкам ВЭБа, негативную динамику имела добавленная стоимость в обработке (максимальный вклад в спад), добыче и торговле, позитивную — инфраструктура и, на грани статпогрешности, аграрный сектор. В ВЭБе при этом полагают оценки Росстатом масштаба спада инвестиций в январе--апреле "на удивление благоприятными". Господин Клепач констатирует существенный рост бюджетных расходов в первом квартале, который прекратился в апреле (по его мнению, это стало фактором спада в машиностроении), он считает высокими риски ускорения спада инвестактивности на ближайшие месяцы. Оценки ВЭБа не позволяют исключить нарастания спада в течение лета 2015 года, хотя напрямую он не прогнозируется.
Наконец, Moody`s вчера опубликовало скорректированный прогноз по РФ на 2015-2016 годы. Формально прогноз улучшен, рейтинговое агентство, ожидавшее ранее спада ВВП РФ 2015 года на 5,5%, ждет теперь 3% спада и нулевого роста в 2016 году. Впрочем, агентство уверено в том, что во втором-третьем квартале 2015 года снижение ВВП продолжится.
Условно позитивной новостью для Белого дома при этом может считаться уже ставшее очевидным (понедельные измерения говорят о снижении темпов прироста индекса потребительских цен более месяца подряд) замедление инфляции — по мнению Минфина, дефляция на потребрынке может быть зафиксирована уже во второй половине июля 2015 года. Впрочем, очевидно, что обуздание инфляции обеспечивается и будет обеспечиваться летом в первую очередь спадом в торговле и промпроизводстве.
Дмитрий Бутрин